Вёрстка презентаций

Вёрстка презентаций

Блог о вёрстке презентаций и всего, что связано с их оформлением. Первоисточник всех заметок — канал в телеграме.

Как оценить презентацию? Часть 1

Женя Белодед в чате канала задал интересный вопрос:

Отвечаю:

Женя, привет! Волшебной технологии у меня нет, но расскажу как я оцениваю презентации. А дальше уже сам смотри что тебе подходит, а что нет.

Презентация презентации рознь, поэтому на основе только лишь количества слайдов оценивать стоимость работ будет странно. Бывает пишут «стоимость одного слайда — 1 000 рублей». Но слайд же может состоять из одного заголовка, а может содержать сложную таблицу, которую ещё надо переверстать, чтобы она стала понятной.

В первом случае работы на 10 минут, во втором — на 2 часа, а может и больше. Такая оценка не эффективна как для исполнителя, так и для заказчика.

Ещё стоит сказать, что клиент может прийти с презентацией на разных этапах её подготовки: 1) ничего нет и надо собрать черновик, а потом его оформить; 2) клиент самостоятельно собрал черновик и его нужно оформить.

В первом случае изначально непонятен объём и сложность работ. Сбор данных, проведение интервью, формирование структуры и создание черновика с последующими обсуждениями и правками по смыслу от клиента — чёрт его знает, сколько всё это может занять времени. Поэтому тут вижу только оплату по затраченным часам. У меня такие задачи бывают редко, поэтому если у читателей есть опыт в оценке первого этапа работ над презентацией — приглашаю в комментарии поделиться опытом.

Во втором случае оценивать презентацию легче, именно с таким типом задач работаю чаще всего.

Теперь подробнее об оценке презентации по готовому черновику:

Этап 1. Вопросы

В первую очередь смотрю черновик и задаю клиенту уточняющие вопросы:

  1. Какая задача у презентации? Что ты хочешь ей добиться
  2. Как будешь использовать презентацию? Отправлять в мессенджерах и почте или же показывать в переговорке/зуме, либо выступать с ней на конференции. Чаще всего хотят гибридное использование: отправить и показать в переговорке.
  3. Будешь ли печатать презентацию или только в цифровом виде использовать?

В зависимости от ответов на эти вопросы я смотрю на черновик и уже по слайдам задаю уточняющие вопросы.

Наверное, этот этап можно назвать пониманием задачи. В общем главное тут понять чего хочет клиент. Возможно, ему вообще не нужна презентация, а например, лендинг или шортриды для соцсетей. Либо куда более частый случай — текущий черновик не подходит под задачу. Информации слишком много для показа на конференции, надо или удалять лишнее, либо дробить на слайды, а текст менять на картинки/скриншоты. Мои советы на этом этапе бесплатны до тех пор пока клиент сам вносит правки в черновик.

Этап 2. Оценка времени

После того, как я понял задачу — прикидываю сколько времени уйдёт на вёрстку слайдов: беру листок бумаги, рисую столько прямоугольников, сколько есть слайдов в презентации и прикидываю сложность каждого из слайдов по шкале от 1 до 3 (сложность обозначаю кружками рядом с соответствующим слайдом):

  1.  ●○○ : слайд содержит 1-2 предложения или абзаца, добавлять графику не надо. Возможно, это перебивочный слайд. Ничего сложного, быстро сделаю, по слайду всё понятно.
  2. ●●○: уже сложнее чем просто пара предложений, но всё же смотря на слайд я понимаю как его можно сверстать. Надо только сесть и сделать. Скорее всего не легко и не быстро, но как минимум понятно. Например, это может быть слайд со схемой. Схема понятная, но не в стиле презентации. Нужно отрисовать её по красоте. Задача на усидчивость и внимательность.
  3. ●●●: сложный слайд, который я даже сходу не знаю как сверстать. Например, недавно был такой случай: верстал Roadmap. Там было и то, что компания сделала раньше и планы на будущее. Всё это надо было уместить в один слайд, т.к. важно было показать весь таймплайн компании на одном холсте для наглядности. Верстал итеративно дорабатывая. Когда слайд мне начал нравится, то показал его клиенту и дальше была еще пара итераций доработок. В итоге потратил 4 часа.

Дальше исхожу из своего опыта работы над презентациям, скорости вёрстки и делаю оценки (специально грубые): ●○○ — 30 минут, ●●○ — 2 часа, ●●● — 3 часа. «Изи слайд на 30 минут? Ну ты и медленный» — ага, потому что минимальная оценка слайда это 30 минут и не важно, что я могу потратить на него 5 минут. Остаток времени перераспределиться на остальные слайды. Как в примере выше и случилось, вместо 3 часов я потратил 4 часа. Зато простые слайды сделал быстро. Таким образом затраченное время перераспределилось между слайдами. И я уложился в свою оценку.

При оценке стоит обратить внимание на то, есть ли фотографии на слайде и нужно ли подбирать их (или используем те, что в черновике). Подбор необходимой фотографии по цвету, композиции, идее — как мне кажется, самый трудоёмкий процесс. За поиском подходящей фотографии можно провести пару часов 🤪 А можно и с первого раза найти, поэтому тут стоит заложить по больше времени.

Оценку по слайдам суммирую и добавляю 20% на обсуждение и правки. Допустим, у меня получилась оценка в 30 часов. Добавляю ещё 20% и получаю 36 часов. Выходит, что я сделаю презентацию за 36 рабочих часов. Таким образом становится понятно сколько времени нужно на вёрстку.

Этап 3. Согласование и переговоры

Окей, сколько надо времени на вёрстку презентации — понятно.

Но я пока не иду к клиенту с этими часами, они нужны только мне. Клиенту важна стоимость работ и желательно фиксированная. Я беру свою часовую ставку (1 500₽) и получаю стоимость работ над презентацией. В случае с прошлым примером — это 54 000₽ (36h×1 500₽).

Дальше иду к клиенту и называю стоимость работ, кратко обосновываю почему так, чтобы заранее ответить на вопрос «А почему столько». Кто-то говорит «ок, погнали», а для кого-то цена не подходит. Тут начинаются переговоры.

Если мы договорились о цене, то клиент оплачивает 50% и я приступаю к работе. Вторые 50% получаю после согласования презентации.

Ещё у меня есть два правила:

  1. Стоимость работ для клиента становится фиксированной. Но есть условие: исходная постановка задачи и объем работ не меняются. Если же у нас в процессе появляются в черновике новые слайды, которых раньше не было — они оцениваются отдельно. Тут могу пойти на встречу, если новые вводные не критичны.
  2. Если сделал быстрее, скажем не за 36 часов, а за 25 и презентация уже согласована — я пересчитываю стоимость и вторая часть платежа для клиента будет меньше. В этом случае я скорее всего недооценил свои силы, либо задача оказалась проще, чем думал изначально. Такое бывает. Кажется честным сказать об этом клиенту. И ещё мне кажется, что это неплохо работает на доверие и возвраты ко мне с новыми задачами, что в долгосрочной перспективе важнее, чем несколько тысяч на халяву.

В следующей части поговорим о том, как быть если клиент приходит с фиксированным бюджетом или дедлайном.

Ещё заметки

Стартапу, готовящему питч-дек и докладчику, готовящему выступление на конференции на заметку

Читать заметку

Срочных задач не существует

Читать заметку

Какой формат презентации лучше использовать в B2B продажах?

Читать заметку

Переносить или не переносить?

Читать заметку

Как вставить код в презентацию

Читать заметку

Ильдар Шале о том, как научиться креативности

Читать заметку

Презентация Никита Кулижникова на дизайн-просмотре

Читать заметку

Как оценить презентацию? Часть 3

Читать заметку

Как оценить презентацию? Часть 2

Читать заметку

Нюанс выступления: режим энергосбережения

Читать заметку

Пустой слайд в презентации

Читать заметку

Как узнать название шрифта, который используется на сайте

Читать заметку

Как уменьшить размер презентации без сторонних сервисов

Читать заметку

Как быстро оформить заголовочный слайд

Читать заметку

Как обрезать фотографию по фигуре

Читать заметку

Избавляемся от двойных пробелов в тексте презентации

Читать заметку