Как выглядит мой процесс работы над презентацией: понимание задачи, концепт, вёрстка
Понимание задачи
Куда ж без этого. В первую очередь уточняю как будет использоваться презентация: отправляться файлом, показываться в переговорке с телевизора, на конференции с проектора… Планируется ли печать презентации. От этого зависит под каким углом нужно смотреть на черновик. Выясняю, кто согласовывает — сам клиент или у него есть директор выше. Какие сроки и от чего они зависят. Эти вопросы задаю письменно в личке телеграма.
Дальше запрашиваю черновик презентации, смотрю его. Пока смотрю, в голове уже возникают вопросики. Черновик не подходит под формат использования, либо всего лишь где-то структура рвётся, где-то непонятно зачем данные… но это нормально. Сделать черновик презентации с первого раза сложно и когда ты долго сидишь за ним, то глаз замыливается. А я как человек со стороны и со свежим взглядом — вижу все шераховатости и подмечаю их.
Изучив черновик, созваниваюсь с клиентом. Задаю вопросы, получаю ответы, где-то договариваемся что на этапе вёрстки меняю местами слайды, где-то возможно перепишу текст. Если не хватает данных — прошу добавить их в черновик.
Когда по черновику всё понятно, то начинаем обсуждать вопрос оформления. В каком стиле должны быть слайды? Если в стиле компании, то есть ли брендбук? Обычно брендбука нет и в качестве референса по стилю беру сайт компании. Обычно сайт есть. Если с сайтом беда, то за основу беру лишь цветовую палитру. Если шрифт норм, то его тоже беру. Если не норм, выбираю что-то по интереснее. Если стиля никакого нет, то его нужно придумать. Для этого уточняю пожелания по цветовой палитре, по стилистике, собираю референсы и показываю. Чтоб клиент мог тыкнуть в один из вариантов и сказать «вот так хочу».
После того как по черновику и стилю всё понятно — перехожу к концепту.
Концепт презентации
Концепт презентации — это 3-4 оформленных слайда. Но разных по содержанию, чтобы показать как стиль работает в разных ситуациях, которые встречаются в презентации.
Если клиент просит несколько вариантов дизайна, значит мы недостаточно определили будущий стиль. Например, с Катей именно так и было: ей хотелось два варианта дизайна, чтобы можно было выбирать между 1) в стиле компании, куда отправляется презентация; 2) универсальный в минималистичном стиле, чтобы презентацию можно было отправлять и в другие компании. Я предложил гибридный: делаем в минималистичном стиле и используем цветовую палитру компании, куда планируется отправка. Если захочешь отправить в другую компанию, то просто меняешь акцентный цвет на другой и презентация готова к отправке в другую компанию. Кате идея понравилась.
Концепт презентации обычно присылаю в .pdf в личку, без дополнительных пояснений. Если концепт удачный, то и так всё понятно должно быть. Соответственно если вижу какие-то замешательства, долго нет обратной связи — значит я не попал в цель. Надо созваниваться и уточнять где что не так, что меняем, чтоб всё ок было.
Если у клиента есть директор выше, то жду когда они внутри себя обсудят концепт и придут с обратной связью. Но лучше работать с ЛПР (лицом принимающим решение) напрямую без вот этой кучи согласующих, где каждый хочет от себя что-то добавить, чтобы показать что он тоже вовлечён в дело. Но не всегда такое получается. Только недавно для себя понял, что такое неудобство нужно компенсировать высоким чеком :—)
После того, как концепт согласован со всеми заинтересованными лицами — перехожу к вёрстке всех остальных слайдов.
Вёрстка презентации
На этапе вёрстки презентации особо вопросов уже не возникает, тут нужно сделать все остальные слайды в том стиле, что определили на уровне концепта.
Когда презентация готова, то показываю клиенту pdf-файл с готовой презентацией. Снова идёт этап обратной связи и согласования. Обычно вносим несколько правок по формулировкам в тексте, возможно где-то подобрал изображения не совсем те что нужны по смыслу.
Дорабатываю, снова показываю и согласовываем. Очень редко бывает больше 2 итераций. Если их больше, то где-то у нас проблемка в постановке задачи/коммуникации и надо по скорее это обсудить, а не заниматься внесением правок.
Процесс может немного меняться в зависимости от условий, клиента и других факторов. Но в целом каждый проект идёт именно по таким шагам.
Сколько стоит 1 слайд?
Коротко про деньги. Ответа на этот вопрос я не знаю. Могу лишь сказать, что от 0 до ∞. Стоимость каждой презентации оцениваю индивидуально и только после того как смогу посмотреть черновик и задать уточняющие вопросы.
Прикидываю сколько времени мне нужно на работу, умножаю на часовую ставку. Дальше смотрю на срочность. Чем срочнее, тем соответственно дороже. Особенно, если клиент пишет вечером, а презентация нужна утром. Если взяться могу, то это конечно будет иск сколько-то от обычной ставки.
Подробнее о том, как оцениваю презентацию рассказал в серии заметок «Как оценить презентацию?».